Мир, в котором лицо - документ

Результатом реализации программы "Цифровая экономика" должно стать повышение роли информационных технологий в жизни людей и бизнеса, увеличение количества интернет-сервисов, появление новых платежных инструментов. При этом существующие механизмы идентификации и аутентификации пользователя сетевых сервисов безнадежно устарели. Использование биометрических систем дистанционной идентификации стимулирует развитие целых направлений, например, банковского рынка, ритейла, госуслуг, и при этом обеспечит более высокий уровень безопасности, чем применяемые сегодня системы.
С июля 2018 года в России заработает система удаленной идентификации. Теперь личность клиента банка может быть установлена и подтверждена дистанционно с мобильного устройства. То есть у людей появится возможность открывать банковские счета, делать вклады и оформлять кредиты непосредственно с гаджета в любом месте, где есть доступ в интернет. Банковские продукты и услуги станут доступнее.
Запуск дистанционной биометрической идентификации клиентов банков снизит риск мошенничества на этапе открытия счета. Так, использование сразу двух биометрических характеристик – изображения лица и образца голоса – уменьшает практически до нуля вероятность манипуляций злоумышленника. При этом к банковским сервисам получают доступ люди, которым трудно дойти до организации, например, граждане из отдаленных уголков России, инвалиды и пожилые люди. Да и в целом внедрение удаленной идентификации может стать своеобразным гормоном роста для банковского рынка.
Чтобы пользоваться открывающимися возможностями, человек должен прийти в любой банк с паспортом, СНИЛС и лично сдать биометрию. С согласия клиента банк самостоятельно заведет учетную запись в Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА) и Единой биометрической системе ("Ростелеком ключ"). Для граждан регистрация и использование системы является бесплатными.
В сфере мобильного банкинга Россия одна из законодателей моды, многие финансовые продукты, массово доступные россиянам, в мире пока еще не распространены повсеместно. Ведущие российские банки уже запустили мобильные приложения, которые позволяют клиентам перевести деньги со счета на счет, заплатить за мобильную связь или услуги ЖКХ. Однако пока не была разрешена удаленная идентификация, банки использовали для доступа в личный кабинет системы логин/пароль, которые более уязвимы.
Стоит отметить, что многие мобильные устройства уже распознают лицо или сканируют отпечатки пальцев. По прогнозам аналитического агентства Statista, к 2020 году все производимые в мире гаджеты будут поддерживать биометрические технологии. Так, Bank of America совместно с Samsung в 2017 году приступил к разработке технологии идентификации пользователей по фотографии глаза. Одна из крупнейших в мире финансовых организаций Lloyds Banking Group запустила проект с Microsoft для создания системы идентификации и аутентификации по отпечаткам пальцев и изображению лица.
В дальнейшем перечень банковских сервисов, которые могут быть предоставлены удаленно с помощью биометрии, будет расширяться. Более того, удаленная идентификация перешагнет границы банковской отрасли и будет использоваться, например, в страховании, негосударственными пенсионными фондами, системой нотариата, муниципальными и государственными органами власти и т. д.
Потенциал технологии чрезвычайно велик, в том числе и в социальной сфере, ведь со временем дистанционная биометрическая идентификация может сначала дополнить, а потом вытеснить систему удостоверяющих документов. Реализация удаленной идентификации – это первый шаг к созданию бездокументарного мира, в котором вся требуемая информация о человеке будет храниться в электронном виде, а доступ к услугам и платежным инструментам можно будет получить, предъявив лицо и образец голоса.

На главную